Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

О Свердловской гидрометшколе № 2

Когда меня попросили написать о Свердловской гидрометшколе, я призадумалась. С чего начать? Территория гидрометшколы – моя малая родина.

Поэтому мне дорого всё, что связано с гидрометшколой.

С детства запомнилась ухоженная, уютная аллея вдоль двух двухэтажных деревянных домов: здания школы и жилого дома, где жили преподаватели. От аллеи остались березы. Давно нет низкого деревянного забора, скамеек, столов, клумб с цветами.

Повзрослев, я поняла, что меня всегда окружала доброжелательность. Я видела, что в семьях, живущих рядом с нами, тоже царили лад и уважение друг к другу. Преподаватели школы были всегда вместе и в праздники и в будни. Мне нравилось, когда к нам приходили гости. Я организовывала досуг детей. А из комнаты, где расположились гости, всегда звучала музыка, песни, шутки.

Мы, дети, всегда принимали активное участие в жизни школы. Мы знали многих учащихся по имени и откуда они приехали. Мы любили смотреть концерты, бывали на соревнованиях по  лыжным гонкам. Мы не раз присутствовали на творческих встречах с уральским композитором Родыгиным, писательницей Долининой. Жизнь в школе бурлила! После Нового года начинались свадьбы. Особенную радость доставляла каждая весна – в школе начиналась практика и   ремонтные работы по подготовке всех зданий к новому учебному году. Именно в это время из здания школы звучала музыка. У всех было приподнятое настроение. Заканчивался еще один учебный год. И близился миг расставаний.

Свердловская гидрометшкола № 2 начала работать в мае 1947 года на базе института земного магнетизма. Через год состоялся первый выпуск. 132 человека разъехались по различным уголкам страны. Из воспоминаний ветерана школы, преподавателя Попова О.С.: «К открытию гидрометшколы было закончено переоборудование небольших служебных комнат под аудитории. Тесно было в небольших комнатах и другого двухэтажника, где расположились магазин и столовая. Штатных преподавателей было недостаточно. Из-за совместителей сотрудников обсерватории приходилось проводить занятия в две смены. Библиотека только начала создаваться. Но у преподавателей наилучшие впечатления оставили первые годы работы в школе. Работать им пришлось с учащимися, которые имели опыт работы на труднодоступных станциях. Учились люди, которые знали, что школа им нужна для дальнейшей успешной работы».

Таких школ в Советском Союзе было три: Ростовская, Свердловская и Алма-Атинская.

В Свердловскую гидрометшколу № 2 каждое из 13 Управлений гидрометслужбы  от Архангельска до Камчатки и от Урала до  Дальнего Востока направляли своих работников для повышения квалификации. В ГМШ № 2 ежегодно обучалось до 140 человек.

Директора школы Силин Фёдор Михайлович, Кирина Ольга Васильевна, Шашков Борис Григорьевич организовывали не только учебный процесс, но и создавали условия для проживания и проведения досуга  преподавателей, сотрудников и учащихся школы. Занимались благоустройством территории.  Строились дороги, тротуары. На территории всегда были востребованы волейбольная площадка и хоккейный корт.

Постепенно менялся облик территории.   При активном участии преподавателей и учащихся школы были построены новые здания школы, учебной гидрометстанции, столовой, магазина, библиотеки, здравпункта, бани с прачечной, котельной, система водоснабжения и канализации. Здание старой школы переоборудовали под общежитие. А в 1984 году построили общежитие на 105 мест. С 1968г. по 1989г. работала почта. Первым и единственным её работником была Пономарева Нина Андреевна.  С 1972г. по 1996г. работал  медпункт. Люди с благодарностью вспоминают фельдшеров Пахотину Александру Павловну, Юрташкину Надежду Анатольевну.

Долгое время в хозяйстве школы была   лошадь,  которую любой сотрудник мог взять для выполнения домашней работы: привезти сено, дрова. В те далёкие 50-е, 60-е, 70-е годы нелегко было добраться с чемоданами от железнодорожной станции Косулино до ГМШ (сокращенное название гидрометшколы). Поэтому с середины августа  в любую погоду к каждому поезду, а потом электричке, Дружинин Константин Ефимович ездил на лошади встречать будущих учащихся школы.

Коллектив школы был активным участников общественной жизни поселка Верхнее Дуброво. В местном Совете народных депутатов всегда был избранник от гидрометшколы. Ветераны Великой Отечественной войны в День Победы были в одном строю с ветеранами поселка. Первого мая не начинали праздника без школы, которая приходила на площадь поселка колонной в 100 человек обязательно с огромными зондами, флагами и с хорошим настроением. А сколько приезжих девушек вышло замуж за местных парней!

Преподавательский состав постепенно менялся. Но это всегда были люди образованные, знающие свой предмет, неравнодушные, увлеченные. У каждого за плечами был опыт работы на метеостанциях.  Они всегда были вместе –  преподаватели и учащиеся. И на заготовке дров, и на полях Косулинского совхоза, и на спектаклях Свердловских театров. Думаю, что все выпускники школы с теплотой и благодарностью вспоминают своих преподавателей. Так же, как и преподаватели, вспоминают их.

В 1947 году начал свою работу в гидрометшколе Попов Орест Степанович. Сначала по совместительству,  а затем «зачислен преподавателем курса «Общая метеорология» в порядке перевода со Свердловской Геофизической обсерватории». Это запись в трудовой книжке. Орест Степанович был удивительным человеком. Окончил три института, прекрасно играл на фортепиано, позднее освоил баян, знал английский язык. Он был аккомпаниатором на всех детских утренниках, на всех смотрах художественной самодеятельности. Всегда внимателен в разговоре с людьми. Его подарок нашей семье напоминает о нем. Это «Словарь иностранных слов» 1949 года выпуска.

Попов О.С. был классным руководителем первой группы, группы метеорологов. Классным руководителем группы прибористов бессменно был  Павлов Михаил Владимирович. В течение учебного года учащиеся  под руководством  Павлова М.В., преподавателя по метприборам, изучали сложные механизмы различных приборов, которыми оснащались метеостанции.

Интересная и необычная судьба у Павлова М.В. – военного летчика. В разговоре с ним выяснилось, что его школьный друг с детства мечтал стать военным летчиком. И вот после окончания семи классов в 1943 году они поехали в Свердловск поступать в спецшколу Военно-воздушных сил.  Друг не прошел медкомиссию. А Михаил Владимирович по окончании спецшколы получил направление в Харьковское лётное училище. Работал военным летчиком в городах Хмельницкий, Ивано-Франковский. А потом был демобилизован. Работал в Молдавии начальником метеостанции. В 1960г. после  окончания Одесского метеорологического института Павлов М.В. решил вернуться на Урал. Благодаря встрече с Крупским П.И. в Уральском управлении гидрометслужбы  он стал работать в гидрометшколе. Михаил Владимировия – человек с тонким юмором.  Внимательный ко всему, что его окружает. Заядлый грибник. У него было много поделок из природного материала. Сейчас на шкафу стоит пенек с опятами и лежит змея из сучка.

В школе работал УКП (учебно-консультационный пункт) от Московского гидрометеорологического техникума. В наше время его назвали бы филиалом. Ежегодно весной проводились вступительные экзамены  в техникум. В течение двух лет студенты-заочники приезжали на учебные сессии в школу, а госэкзамены сдавали в Москве. Заведующими УКП в разные годы работали Шашков Б.Г., Денисова Л.В. Штат УКП состоял из двух человек. Они привлекали для работы в УКП учителей Верхнедубровской средней школы и преподавателей гидрометшколы.

Хочу вспомнить Бедрину Анну Константиновну. Вернувшись с фронта, она работала в группе аэрологии. Ходила в гимнастерке. По словам Холодовой Н. М. Анна Константиновна была образцом для подражания. Высокая, стройная, красивая. Затем стала работать в школе, где вела предмет агрометеорологии. А как она читала «Василия Теркина»! Заслушаешься!

Добрым словом вспомним Скоморохова Владимира Ивановича. Выпускник радиотехнического факультета УПИ, он не только преподавал радиотехнику, но был активным участником художественной самодеятельности. Играл на аккордеоне, пел, читал стихи и басни. Мой отец, приглашая его на работу в школу, рисовал радужную перспективу жизни в лесу: квартира (семья жила в общежитии в г. Свердловске), дети (у них с женой был только один сын), машина, корова.  Всё сбылось. Еще два сына родилось, но уже в поселке Верхнее Дуброво.

Одним из первых преподавателей была Качесова Августа Петровна, которая преподавала предмет «История КПСС». Она любила свой предмет и могла с интересом говорить на эту тему.

Шашков Борис Григорьевич начал работать в школе преподавателем геодезии и гидрологии с 1960 года. А затем пять лет работал заведующим Свердловским УКП Московского гидрометтехникума.  С июля 1965г. по март 1995г. он – директор Свердловской гидрометшколы.

Супруги Соколовы Николай Александрович и Надежда Васильевна после окончания гидрометшколы в 1964году вернулись в Верхнее Дуброво в новом качестве. Николай Александрович был назначен начальником учебной ГМС, Надежда Васильевна была принята техником учебной ГМС.

Помню приезд семьи  Александра Ивановича Зязина в 1966г. Немного об Александре Ивановиче. Он ветеран ВОв: с 1941г. по 1943г. воевал. По окончании Ростовского Государственного университета работал учителем в средней школе, преподавал в гидрометтехникуме г. Ташкента. А потом с женой решили переехать на Урал. Родом он из Пятигорска. Только в Верхнем Дуброво стал заядлым грибником. Его жена Раиса Романовна с улыбкой вспоминает, как Михаил Владимирович Павлов в порядке консультации проверял содержимое корзины. На один съедобный гриб приходилось с десяток поганок.

Тороповы Станислав Григорьевич и Антонина Григорьевна, специалисты-аэрологи, тоже работали в школе. Он преподаватель учебной дисциплины «Радиотехника» с 1968 по 1978 годы, она вела уроки по автоматизированной обработке метеоинформиции. С 1984г. по 1989г. – заместитель директора школы.

Фирюков Николай Иванович работал в школе более 10 лет. Ему тоже было чем поделиться с учащимися школы: три года он проработал метеорологом вдали от Родины  в далекой южно-африканской стране Мозамбик.

На учебной гидрометеостанции в течение года учащиеся приобретали практические навыки по наблюдению за погодой. В разные годы начальниками учебной ГМС были Брандис А.А., Ульчугачев С.Н., Соколов А.Н. Наставниками учащихся были Попова О.П., Брандис Н.А., Панова И.Д., Соколова Н.В. и другие. Они имели немалый стаж  работы в гидрометслужбе. В основном все в разные годы закончили гидрометшколу и Московский гидрометтехникум.

Где молодежь, там и спорт. Шашков Борис Григорьевич, директор школы, сам увлекался теннисом, хоккеем. В фойе школы стоял теннисный стол. Играли в теннис на перерывах между занятиями, вечером после учебы.  Зимой жители микрорайона не скучали. Каждый вечер были на хоккейном корте. Подростки во главе с Шашковым Б.Г. и Тороповым С.Г. устраивали баталии. А остальные «болели». В те годы все, от мала до велика, катались на лыжах. Каждый год в лесу прокладывали не одну лыжню разной протяженностью. И, естественно, проводили соревнования по лыжным гонкам. Обязательно школа участвовала в волейбольных турнирах поселка. Была волейбольная площадка. С ранней весны в волейбол играли до тех пор, пока глаза видят мяч.

Многих уже нет с нами. Но они оставили добрую память о себе. И учеников…

Г.С. Ульчугачева.