В соответствии с решением Думы городского округа Верхнее Дуброво от 23 марта 2017 года № 74 «Об установлении земельного налога на территории городского округа Верхнее Дуброво» (с изменениями, внесенными решениями Думы городского округа Верхнее Дуброво от 11 октября 2018 года № 290, от 18 апреля 2019 года № 362, от 21 ноября 2019 года № 437, от 23 апреля 2020 года № 481, от 19 ноября 2020 года № 528, от 21 июля 2022 года № 125), в соответствии с решением Думы городского округа Верхнее Дуброво от 17 сентября 2020 года № 518 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа Верхнее Дуброво» (с изменением, внесенным решением Думы городского округа Верхнее Дуброво от 21 января 2021 года № 552)были установлены налоговые льготы по следующим местным налогам: земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
В соответствии с Порядком оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов, установленных нормативным правовым актом городского округа Верхнее Дуброво, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Верхнее Дуброво от 17.08.2012 № 141, Администрацией городского округа Верхнее Дуброво проведена оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов за 2022 год.
1. Оценка эффективности налоговых льгот по земельному налогу
Сумма предоставленных льгот за 2022 год по земельному налогу составила 5104 тыс. руб., в том числе, сумма предоставленных льгот по юридическим лицам 3378 тыс. руб., сумма льгот, предоставленных физическим лицам – 1726 тыс. руб.
Согласно п.3 решение Думы № 74 от 23.03.2017 года:
1.1. Освобождены от уплаты земельного налога полностью:
- налогоплательщиков за земельные участки, занятые объектами органов государственной власти и органов местного самоуправления, объектами учреждений и образовательных организаций, объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами, за исключением площадей, сдаваемых в аренду;
- участников Великой Отечественной войны, а также граждан, на которых законодательством распространяются социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;
- вдов погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий;
- инвалидов I, II групп;
- граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского и военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев социалистического труда и полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР";
- Почетных граждан городского округа Верхнее Дуброво;
- ветераны и инвалиды боевых действий.
1.2. Предоставлена льгота по уплате земельного налога в размере 70 % налогоплательщикам, зарегистрированным по месту жительства на территории городского округа Верхнее Дуброво:
- инвалидам III группы;
- инвалидам с детства;
- ветеранам труда;
- труженикам тыла;
- реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
- пенсионерам по старости и по случаю потери кормильца, не имеющим в составе семьи трудоспособных лиц, за земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), находящиеся в собственности;
- многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.
1.3. Налоговые ставки установлены в следующих размерах:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
- приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 0,6 процента в отношении земельных участков:
- занятых объектами бытового обслуживания;
- занятых объектами учреждений и организаций образования, объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами;
3) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
При определении ставок земельного налога налогоплательщиками и налоговыми органами все наименования объектов и видов деятельности классифицируются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийским классификатором основных средств (ОК 013-94).
В соответствии с отчетностью Федеральной налоговой службы (форма № 5-МН), общее количество налогоплательщиков, использующих указанную льготу составило: в 2019 году - 1343, в 2020 году - 1221, в 2021 году - 1539.
Общий объем недополученных (выпадающих) доходов бюджета в связи с предоставлением указанной льготы составил, в 2020 году - 9090 тыс. рублей, в 2021 году - 4957 тыс. рублей, в 2022 году - 5104 тыс.рублей.
Бюджетная эффективность за 2022 год (БЭ) налоговой льготы по земельному налогу:
БЭ =9320-8481= 839
(сумма поступлений по налогу за расчетный период предоставления льгот за вычетом поступлений по налогу за предыдущий период).
Коэффициент бюджетной эффективности (КБЭ):
БЭ / ВД (выпадающие доходы от предоставления налоговых льгот)
КБЭ = 839/5104= 0,16
Бюджетная эффективность указанной льготы положительная, так как в сравнении с 2021 годом наблюдается рост поступлений земельного налога. Однако коэффициент бюджетной эффективности меньше 1 в связи с увеличением количества льготников.
Вывод: налоговые льготы по земельному налогу за 2022 года имеют низкую бюджетную эффективность.
Кэф = V оп / V пп
К эф – коэффициент экономической эффективности
V оп – сумма предоставленных льгот в отчетном периоде
V пп – сумма предоставленных льгот в предыдущем отчетном периоде
Кэф = 5104/4957= 1,03
2. Оценка эффективности налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц
-
Сумма предоставленных льгот за 2022 год по налогу на имущество физических лиц составила 1736 тыс. руб. (решение Думы городского округа Верхнее Дуброво от 23.04.2020 года № 482 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского Верхнее Дуброво»
Категории лиц, получающих льготы:
- Герои Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
- участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
- лица, принимавших непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего;
- пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
- граждане, уволенные с военной службы или прозывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
- родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак.
-
Ставки налога на имущество физических лиц установлены в следующих размерах:
Номер строки |
Вид объекта и кадастровая стоимость объекта |
Ставка налога, % |
1 |
Жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир, комнаты: |
|
1.1 |
- с кадастровой стоимостью до 500000 рублей |
0,1 |
1.2 |
- с кадастровой стоимостью от 500000 рублей до 1000000 рублей |
0,15 |
1.3 |
- с кадастровой стоимостью от 1000000 рублей до 3000000 рублей |
0,20 |
1.4 |
- с кадастровой стоимостью от 3000000 рублей до 6000000 рублей |
0,25 |
1.5 |
- с кадастровой стоимостью от 6000000 рублей и выше |
0,3 |
2 |
Гаражи и машино-места, в том числе, расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406НК РФ: |
|
2.1 |
- с кадастровой стоимостью до 500000 рублей |
0,1 |
2.2 |
- с кадастровой стоимостью от 500000 рублей до 1000000 рублей |
0,15 |
2.3 |
- с кадастровой стоимостью от 1000000 рублей до 3000000 рублей |
0,20 |
2.4 |
- с кадастровой стоимостью от 3000000 рублей до 6000000 рублей |
0,25 |
2.5 |
- с кадастровой стоимостью от 6000000 рублей и выше |
0,3 |
3 |
Единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы один жилой дом |
|
3.1 |
- с кадастровой стоимостью до 500000 рублей |
0,1 |
3.2 |
- с кадастровой стоимостью от 500000 рублей до 1000000 рублей |
0,15 |
3.3 |
- с кадастровой стоимостью от 1000000 рублей до 3000000 рублей |
0,20 |
3.4 |
- с кадастровой стоимостью от 3000000 рублей до 6000000 рублей |
0,25 |
3.5 |
- с кадастровой стоимостью от 6000000 рублей и выше |
0,3 |
4 |
Объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, а также единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы один жилой дом |
|
4.1 |
- с кадастровой стоимостью до 500000 рублей |
0,1 |
4.2 |
- с кадастровой стоимостью от 500000 рублей до 1000000 рублей |
0,15 |
4.3 |
- с кадастровой стоимостью от 1000000 рублей до 3000000 рублей |
0,20 |
4.4 |
- с кадастровой стоимостью от 3000000 рублей до 6000000 рублей |
0,25 |
4.5 |
- с кадастровой стоимостью от 6000000 рублей и выше |
0,3 |
5 |
Хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства |
|
5.1 |
- с кадастровой стоимостью до 500000 рублей |
0,1 |
5.2 |
- с кадастровой стоимостью от 500000 рублей до 1000000 рублей |
0,15 |
5.3 |
- с кадастровой стоимостью от 1000000 рублей до 3000000 рублей |
0,20 |
5.4 |
- с кадастровой стоимостью от 3000000 рублей до 6000000 рублей |
0,25 |
5.5 |
- с кадастровой стоимостью от 6000000 рублей и выше |
0,3 |
6 |
Объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации |
2,0 |
7 |
Объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300000000 рублей |
2,0 |
8 |
Прочие объекты налогообложения |
0,5 |
В соответствии с отчетностью Федеральной налоговой службы (форма № 5-МН), общее количество налогоплательщиков, использующих указанную льготу, составило: в 2020 году — 1314, в 2021 году — 1429, в 2022 году — 1490.
Общий объем недополученных (выпадающих) доходов бюджета в связи с предоставлением указанной льготы составил в 2020 году — 1109 тыс. рублей, в 2021 году — 1480 тыс. рублей, в 2022 году — 1736 тыс. рублей.
Бюджетная эффективность за 2022 год (БЭ) налоговой льготы:
БЭ = 3554-2961 = 593
(сумма поступлений по налогу за расчетный период предоставления льгот за вычетом поступлений по налогу за предыдущий период).
Коэффициент бюджетной эффективности (КБЭ):
БЭ / ВД (выпадающие доходы от предоставления налоговых льгот)
КБЭ = 593 / 1736 = 0,34
Бюджетная эффективность указанной льготы положительная, так как в сравнении с 2021 годом наблюдается увеличение поступлений налога на имущество физических лиц. Однако коэффициент бюджетной эффективности меньше 1 в связи с увеличением количества льготников и следовательно увеличением выпадающих доходов по сравнению с 2021 годом.
Вывод: налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц за 2022 год имеют низкую бюджетную эффективность.
Кэф = V оп / V пп
К эф – коэффициент экономической эффективности
V оп – сумма предоставленных льгот в отчетном периоде
V пп – сумма предоставленных льгот в предыдущем отчетном периоде
К эф = 1736/1480=1,17
Установленные льготы направлены на повышение социальной защищенности граждан и оптимизацию финансовых потоков бюджета.
Дополнительные льготы предоставлены ветеранам боевых действий по налогу на землю, по налогу на имущество физических лиц в 2022 году дополнительные льготы не принимались.
3. Расчет бюджетной эффективности от предоставления налоговых льгот:
БЭ=ПрНП, где:
БЭ – бюджетная эффективность налоговых льгот;
ПрНП – прирост поступлений по видам налогов (земельный налог,налог на имущество) в бюджет городского округа Верхнее Дуброво (сумма поступлений за период предоставления налоговых льгот за вычетом поступлений за предыдущий период)
ПрНП = (12874 за 2022 – 11442 за 2021) = 1432 тыс. руб.
БЭ = 1432 тыс. рублей.
Расчет коэффициента бюджетной эффективности налоговых льгот:
КБЭ = БЭ / ВД, где
КБЭ – коэффициент бюджетной эффективности;
БЭ – сумма бюджетной эффективности налоговых льгот;
ВД – сумма выпадающих доходов бюджета городского округа Верхнее Дуброво, которые обусловлены предоставлением налоговых льгот
КБЭ = 1432/6840 = 0,21
КБЭ меньше 1, следовательно, налоговые льготы по местным налогам 2022 года имеют низкую бюджетную эффективность.
Выводы и предложения:
Оценка эффективности налоговых льгот показала, что льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц имеют низкую бюджетную эффективность.
Начальник отдела земельно-имущественных
отношений и строительства Администрации П.А. Месилова
городского округа Верхнее Дуброво